Политическая история Камбоджи в VI–VII вв.: от ФУНАНИ к ЧЕНЛЕ

Категории: Библиотека знаний ,
Asian Trip

В статье рассматриваются проблемы политической истории Камбоджи на рубеже древности и средневековья. На основании эпиграфических данных на санскрите и древнекхмерском языке уточняется сконструированная из свидетельств китайских источников картина. Переход от приморского царства Фунань, существовавшей в низовьях Меконга в первых веках н.э., к материковому царству Ченла представлял собой перемещение центра политической гегемонии от приморского региона на территорию центральных провинций Камбоджи между озером Тонлесап и рекой Меконг

Возникновение в первых веках н.э. сложной политической системы в низовьях Меконга, известной древним китайцам под названием Фунань, было, по мнению ряда историков, обусловлено складыванием сетей торгового обмена между Восточной, ЮгоВосточной,
Южной Азией, Ближним Востоком и Средиземноморьем [Wolters, 1967, p. 31–48; Hall, 1985, p. 20–38; Vickery, 1998, p. 18–19; Miksic, 2003, p. 1–33].

Свидетельствами контактов со Средиземноморьем

Свидетельствами контактов со Средиземноморьем, хотя едва ли прямыми, можно считать найденные в Окео (Южный Вьетнам) предметы средиземноморского происхождения: римские медальоны Антонина Пия (152 г.) и Марка Аврелия (161–180 гг.) [Malleret,
1962, p. 112–117, pl. XL], сердоликовые инталии и стеклянные бусы римского типа [Malleret, 1962, pl. LXVII–LXVIII; Miksic, 2003, p. 21].

По мнению историков, экономика Фунани была основана на морской торговле. С V в. исследователи связывают изменение торговых путей и начало прямого, не каботажного мореходства через Южно-Китайское море, засвидетельствованного плаванием китайского паломника Фа Сяня [Александрова, 2008, с. 149–150], что привело к упадку приморских обществ в низовьях Меконга.

Американский историк К. Холл назвал это столетие переходным периодом (transition) как в истории юго-восточноазиатской торговли, так и в истории Фунани [Hall, 1985, p. 39, 68]. В его реконструкции отказ от захода в порты Фунани уменьшил доходы правителей, которые для их возмещения стали полагаться на налогообложение земель, что привело к перемещению центров власти в глубь территории, в верхнюю часть дельты Меконга [Hall, 1985, p. 75].

Падение царства Фунани

Однако правителям Фунани не удалось реорганизовать царство, и оно было постепенно завоевано кхмерскими народами, обитавшими на территории Северной Камбоджи и частично Таиланда [Hall, 1985, p. 76–77]. Эти народы были известны древним китайцам под названием Ченла.

В отечественной историографии раннюю Ченлу помещают в район реки Мун (Се Мун) [Седов, 1967, с. 18; Деопик, 1981, с. 26]. Политическая история Камбоджи VI–VII вв. была реконструирована на основании китайских свидетельств, дополненных местной эпиграфикой [Cœdès, 1968, p. 65–70, 72–76].

В последнее время М. Викери обосновывает необходимость пересмотра “классической” реконструкции, поскольку она не учитывает наиболее достоверные местные источники – надписи на древне-кхмерском языке и на санскрите [Vickery, 1998, p. 34–35].

Этот подход представляется вполне убедительным. Впрочем, для удобства изложения проблем реконструкции я начну со сведений китайской традиции.

Первое посольство из Ченлы

Последнее посольство царя Фунани Рудравармана к китайскому двору прибыло в 539 г. [Pelliot, 1903, p. 271]. Но посольства, которые китайцы приписывают Фунани, приходили еще в 559, 572, 588 и между 618–649 гг. [Wheatley, 1983, p. 153].

Первое посольство из Ченлы появилось в Китае в 616–617 гг. Таким образом, согласно китайским источникам, названия Фунань и Ченла в первой половине VII в. сосуществовали.

Китайская династическая история “Суй шу” (“История династии Суй”) Вэй Чжэна (581–643) рассказывает о Ченле следующее:

“Ченла находится к юго-западу от Линьи; первоначально она была вассальным царством Фунани… Название царской семьи – кшатрии (цали), его личное имя – Читрасена (Чжидуосына); его предки постепенно умножили мощь страны; Читрасена отделился от Фунани и подчинил ее. Он умер. Ему наследовал его сын Ишанасена, он жил в городе Ишана (т.е. Ишанапура)” [Pelliot, 1903, p. 272; Cœdès, 1943, p. 1].

“Около столицы есть гора по имени Линцзябопо, на вершине которой построен храм, всегда охраняемый тысячей воинов и посвященный духу по имени Подоли; ему приносят человеческие жертвы. Ежегодно сам царь поднимается в храм, чтобы совершить ночью человеческое жертвоприношение” [Ethnographie…, 1883, p. 483; Cœdès, 1968, p. 65–66; Берзин, 1995, с. 120].

Исследователи обычно видят в Линцзябопо передачу санскритского слова Лингапарвата(“Гора лингама”), локализуя топоним в районе памятника Ват Пху (Южный Лаос), и считают Бодоли передачей одного из имен Шивы – Бхадрешвара [Cœdès, 1968, p. 65–66; Берзин, 1995, с. 120].

Согласно “Синь Тан шу” (“Новая история династии Тан”), составленной в XI в. Оуян Сю и Сун Ци, “Царь-кшатрий Ишана подчинил Фунань и захватил ее территорию в начале эпохи чжэньгуань (627–649)” [Pelliot, 1903, p. 275; Седов, 1967, с. 18–19]. В том же источнике содержится дополнительное изложение завоевания Фунани:

“Столица (царя) в городе Тему. Внезапно город был уничтожен Ченлой, и он был вынужден перебраться на юг, в город Нафуну. В эпохи уто (618–626) и чжэньгуань они снова пришли ко двору. Они прислали в дар двух людей из (народа) Белоголовых. Белоголовые находятся прямо к западу от Фунани” [Pelliot, 1903, p. 274]. Другие сведения об этом народе отсутствуют.

Ма Дуань-линь в “Вэньсянь тункао” (“Исследование всех главных разделов истории Китая”, ≈1254–1323) пишет:

“Царство Ченла расположено к юго-западу от царства Линьи. Первоначально оно зависело от Фунани. От берегов Жинани туда можно доплыть за 60 дней. На юге Ченла граничит с царством Чжэцзю, на западе с царством Чжуцзян (Царством Красной реки).

Родовое имя царя – Ца. Личное его имя Чидосына (Читрасена). Во времена его предков Ченла стала могущественной. Чидосына напал на Фунань и подчинил ее себе.

После его смерти ему наследовал его сын Ишэнасяньдай (Ишанаварман). Этот царь сделал своей столицей город Ишэну (Ишанапуру) с населением свыше 20 тыс. семей. Посреди города – большой дворец, где царь дает аудиенции и где находится его двор.

В царстве имеется, кроме того, еще 30 городов, каждый из которых населен несколькими тысячами семей и управляется губернатором. Титулы чиновников здесь такие же, как и в царстве Линьи… Возле столицы есть гора Линцзябопо.

На вершине этой горы стоит храм, посвященный духу по имени Бодоли, которому приносят в жертву людей. Тысяча солдат постоянно охраняет этот храм. Каждый год царь отправляется в этот храм, чтобы ночью лично принести человеческую жертву.

Так они почитают духов. Многие жители Ченлы следуют закону Будды. Многие другие отправляют культ Дао” [Ethnographie…, 1883, p. 476–483; Берзин, 1995, с. 270–272].

Китайские источники приписывают упадок Фунани двум царям Ченлы – Читрасене и Ишанаварману.

Упадок Фунани

Это предполагает определенный цикл политической истории: каждый новый правитель был вынужден вновь подчинять соседей.

Что же касается предложенной Ж. Сёдесом локализации Линцзябопо-Лингапарваты в Ват Пху, то она основана на упоминании этого топонима в надписи царя Деваники из Ват Пху К.365(сторона А, строка 12)[1] [Cœdès, 1956, p. 216, 218].

Это единственный источник, в котором появляется этот монарх. Известные на сей день надписи Читрасены и Ишанавармана, равно как и родословия царей в более поздних надписях Камбоджи, не упоминают Деванику.

Уже поэтому локализация Линцзябопо-Лингапарваты в Ват Пху выглядит сомнительно. К этому нужно добавить, что, во-первых, нет оснований считать, что существовало единственное место с названием Лингапарвата.

Обсуждая упоминание этого слова в надписи из Ловека XI в., где оно означает имя бога (kamrateṅ jagat liṅgaparvvata, строка 29), Ж. Сёдес сам отмечал, что это название

“означает среди прочих гору Ват Пху” [Cœdès, 1954, p. 285, 286, n. 9]. Тот же термин kamrateṅ jagat liṅgaparvvata встречается в надписи из Пхном Свам, или Нуй Чам провинции Тяудок (Chaudoc) K.418 1166 г., опубликованной Л. Фино [Finot, 1904, p. 676–677; Cœdès, 1929, p. 305]. Л. Фино отмечал, что

“если таблички [на которых выгравирована надпись] оставались на первоначальном своем месте, то можно предположить, что Нуй Чам – это древняя Лингапарвата, на которой возвышался храм Трибхуванешвары” [Finot, 1904, p. 678]. Во-вторых, что столь же существенно, в Ват Пху до сих пор не найдено надписей Ишанавармана [Vickery, 1998, p. 74–75, 128–129].

И хотя надписи Читрасены появляются на территории Таиланда, в Сурине и Убоне (K.377 и K.509 [Cœdès, 1953, p. [3][4]; Cœdès apud Seidenfaden, 1922, p. 57–60]), что может означать подчинение района Ват Пху, поскольку этот район находится на пути вверх по Меконгу до впадения в него реки Мун, в долине которой расположены эти таиландские города и одноименная провинция Убон, эти надписи относятся к позднему этапу правления Читрасены, когда он уже принял тронное имя Махендраварман, и потому ничего не говорят о его первоначальной столице.

Откуда пошла Ченла

Об этом же свидетельствуют и три новые надписи Читрасены Махендравармана, найденные в районе Ват Пху [Vickery, 1998, p. 75]. В-третьих, спорен и цитируемый обычно историками перевод “Вэньсянь тункао”, сделанный д’Эрве де Сен-Дени. Как отмечает японский китаевед Хошино, в этом тексте вообще нет упоминаний Линцзябопо-Лингапарваты:

“около столицы есть мавзолей Дзябопо, имеющий форму холма. На его вершине есть храм. К востоку от города есть (храм) бога по имени Подоли” [Hoshino, 1986, p. 23].

Не будучи синологом, я не могу судить об обоснованности перевода Хошино, однако в любом случае исключительная связь Лингапарваты с районом Ват Пху едва ли может считаться обоснованной.

Нужно помнить и о том, что в китайских текстах речь не идет о столице Читрасены: описание Линцзябопо появляется уже после упоминания столицы Ишанавармана Ишанапуры, локализуемой в Самбор Прей Кук [Vickery, 1998, p. 21; Деопик, 1981, с. 33].

Следовательно, локализация ранней Ченлы в районе Ват Пху сомнительна. В таком случае нужно искать другую локализацию. М. Викери, посвятивший этому вопросу ряд исследований, пришел к выводу о том, что в доангкорский период (время до 802 г. – предполагаемой даты создания Ангкорской империи Джаяварманом II [Седов, 1967, с. 21–22]) Ченла располагалась в северной и центральной частях нынешней Камбоджи [Vickery, 1994, p. 197–212; Vickery, 1998, p. 81].

Он полагает, что Ченла граничила с Фунанью, что не было вторжения и спуска кхмеров из-за хребта Дангрек, отделяющего долину реки Мун от территорий собственно Камбоджи с озером Тонлесап; вместо них произошел мирный переход от одного типа господствующей политии к другому [Vickery, 1998, p. 81].М. Викери строит свою концепцию на эпиграфических данных.

Лишь три царские надписи могут быть связаны с известной китайцам Фунанью [Cœdès, 1931, p. 1–8; Cœdès, 1937(2), p. 117–121]. Судя по палеографии, самая ранняя из них К.5 выгравирована на сланцевом столбе, найденном среди развалин памятника Прасат Преам Ловен на холме Тхапмыой (Tháp-mười; он же Готхап) в Тростниковой долине (Вьетнам).

В ней упоминаются царский сын Гунаварман, его отец царь Джая[варман] и их родоначальник Каундинья. Вторая надпись К.40 принадлежит царю Рудраварману и происходит из района Тонле Бати в 30 км к юго-западу от Пномпеня.

Третья надпись К.875, прославляющая царицу Кулапрабхавати, главную жену царя Джаявармана, была найдена в Неак Та Дамбан Дек (провинция Такео). Все эти тексты обнаружены в низовьях дельты Меконга.

По данным палеографии, К.5 датируется V в., K.40 и K.875 – V–VI вв. Согласно китайской истории “Лян шу” (“История династии Лян”) Яо Сю-ляня, составленной в первой половине VII в., и другим текстам, царь Фунани Шейебамо, отождествляемый с Джаяварманом, отправил посольство в 484 г. вместе с монахом Нагасеной, затем в 503-м прислал в дар коралловый образ Будды, за что получил от императора титул “Генерал умиротворенного Юга, царь Фунани”, снова посылал дары в 511, 512 и 514 гг. [Pelliot, 1903, p. 269–270; Wheatley, 1983, p. 153].

Более ранняя династическая история “Нань Ци шу” (“История Южных Ци”) Сяо Цзы-сяня в начале VI в. сообщает, что Шейебамо принадлежал к роду Каундиньи: “К концу Сун (420–478) царь Фунани носил родовое имя Цзяочжэньжу и личное имя Шейебамо (Джаяварман). Он отправил купцов торговать в Гуанчжоу…” [Pelliot, 1903, p. 257]. В том же, 514 г. он умер.

Его сын от наложницы Лютобамо (Рудраварман) сверг своего младшего брата – законного наследника, и вступил на престол.

В 517 г. он отправил посольство во главе с Чжутанбаолао и снарядил еще несколько посольств в 519, 520, 530, 535, 539 гг.; последнее из которых преподнесло китайскому двору реликвию – волос Будды [Pelliot, 1903, p. 270–271]. Ж. Сёдес думал, что Гунаварман был сыном Кулапрабхавати и был убит Рудраварманом [Cœdès, 1937(2), p. 119; Cœdès, 1968, p. 60, 286, n. 105], однако это не более чем гипотеза: шрифт надписи К.5 древнее шрифта надписи К.875, в надписи К.5 имя матери Гунавармана не названо; неизвестно число сыновей Джаявармана (едва ли можно ограничить их двумя известными китайским авторам). М. Викери составил схему более поздних надписей, традиционно относимых к ранней Ченле.

Надписи К.116 из Круой Ампил провинции Стунг Тренг, К.122 из Тхма Кре (Кратие) и К.514 из Тхам Пет Тхонга (провинция Накхонратчасима, или Кхорат Таиланда) представляют собой однотипные надписи Читрасены, увековечивающие в стихах размера шлока возведение лингама в честь Шамбху, т.е. Шивы [Cœdès, 1942, p. 134; Leclère, 1904, p. 739; Finot, 1903, p. 212; Seidenfaden, 1922, p. 92].

Санскритские надписи К.363 из Пху Локхона (провинция Басак, Лаос)[2] и К.496– 497 из Пак Мун или Кхан Тхевада3 в провинции Убон в Таиланде изданы Читрасеной и сообщают о возведении лингама в честь Гириши (“Живущего в горах”, т.е. Шивы) как знака победы (jayacihnam).

Согласно этим текстам, Читрасена принял тронное имя Махендраварман (sa śrīmahendravarmmeti nāma bheje bhiṣekajam) и был самым младшим братом Бхававармана (kaniṣṭho pi bhrātā śrī bhavavarmmaṇaḥ) и сыном Виравармана (sūnuś śrī vīravarmmaṇaḥ) [Barth, 1903, p. 442–446; Cœdès apud Seidenfaden, 1922,p. 57–60; Jacques, 1986, p. 66].

Стелы К.363 и К.496–497 указывают на завоевание страны:“завоевав всю страну” (jitveman teśam4 akhilaṅ).К.496–497 и надписи К.508 из Тхам Прасат, или Тхам Пху Ма Най провинции Убон (Таиланд), К.1102 из Кхон Каена и К.1106 из Пхимая (обе – Таиланд) добавляют к этому то, что Читрасена-Махендраварман был внуком Сарвабхаумы (naptā śrī sārvvabhaumasya), или “вселенского правителя” [BEFEO, 1922, p. 385; Cœdès, 1931, pl. I; Vickery, 1998, p. 74–75; Monier-Williams, 1899, p. 1210].

Вопреки мнению М. Викери, надпись К.509 из Тхам Прасат в провинции Убон (Таиланд), состоящая из трех строк, каждая из которых образует отдельную строфу ануштубха, тоже приводит эту родословную, но в ней есть важная особенность: речь в ней идет о завоевании “всех стран” (vijitya nikhilān deśān) [Cœdès apud Seidenfaden, 1922, p. 58–59; Vickery, 1998, p. 74–75].

Эта же фраза встречается в отрывочной надписи К.377 из Ват Сумпхона около Сурина (Таиланд), сообщающей о возведении каменной статуи быка (śilāmayam vṛṣabhaṃ sthāpa[yam āsa]) [Cœdès, 1953, p. 3–4; Cœdès apud Seidenfaden, 1922, p. 59; Cœdès, 1935, p. 383–384; Chhabra, 1965, p. 70]. М. Викери утверждает, что надпись К.377 из Сурина упоминает Читрасену-Махендравармана, но не приводит его родословной, однако Ж. Сёдес приписал ее Читрасене как раз на основании совпадений фраз К.377 и К.509 [Vickery, 1998, p. 74–75; Cœdès, 1953, p. 3; Cœdès apud Seidenfaden, 1922, p. 59].

Надпись К.969 на плите из Кхау Сра Ченга, или Та Пхрайи в Таиланде, рассказывающая о сооружении водоема, содержит только тронное имя Читрасены – Шри Махендраварман, без царского титула [Cœdès, 1964, p. 152; Chhabra, 1961, p. 109].

Санскритская надпись К.213 на основании лингама из Пхном Бантеай Неанг провинции Баттамбанг издана царем (nṛpa) Бхававарманом; она представляет собой стих размера триштубх, занимает всего одну строку текста и сообщает о возведении этого лингама [Barth, 1885, p. 26–28].

Надпись К.359 на плите из Веал Кантел провинции Стунг Тренг, состоящая из семи строк на санскрите и стольких же строф размера ануштубх, сообщает о Хираньявармане – сыне Сомашармана и сестры Бхававармана – дочери Виравармана, и о том, что Сомашарман воздвиг образ Шри Трибхуванешвары (Шивы); вероятно, это был лингам, основанием которого служила плита с надписью [Barth, 1885, p. 28–31].

Надпись К.978 из Си Тхепа в Таиланде (провинция Пхитсанулок) содержит имя Бхававармана, который был сыном Пратхивиндравармана и внуком Чакравартина (“вселенского правителя”) [Monier-Williams, 1899, p. 381].

Двенадцать составляющих ее строк выгравированы на колонне. Текст написан не стихами, а прозой, что отличает его от известных надписей Читрасены и Бхававармана. Более того, в нем есть указание на дату, отсутствующее в цитированных выше надписях.

Привожу текст полностью по изданию Ж. Сёдеса:

  1. – – śakapatisaṃva[tsare]
  2. – – śubhrāṣṭamo – – –
  3.  – [di]kṣūrvy advayā na pra – – –
  4. – ler abhyastabhūri – – –
  5.  … nanda – –
  6.  vidito dikṣu vikhyāta – –
  7.  kāṭā vai – – bhūtyaiṣa –
  8.  śivāṃs sthāpayet so pi rā[jā]
  9.  śrīcakravarttinaptā śrī
  10.  prathivīndravarmmatanayo ya[ḥ]
  11.  śrībhavavarmmendrasamas tasya
  12.  ca rājyodbhave kāle || [Cœdès, 1964, p. 158]:

“В год царя шаков… в восьмой день растущей луны… на востоке земля, не разделенная надвое… прославленный на востоке… (образы) Шивы были воздвигнуты этим ца[рем], внуком Шри Чакравартина, сыном Шри Пратхивиндравармана, по имени Шри Бхававарман, подобным Индре, в то время, когда он вступил на престол” [Cœdès, 1964, p. 158]. Отмечу, что в надписи К.978 встречается понятие царства rājya.

К этим эпиграфическим данным можно добавить надпись из Самбор Прей Кук К.149 на кхмерском языке, в которой упоминаются цари (vraḥ kamratāṅ añ) Шри Бхававарман, Шри Махендраварман и Шри Ишанаварман [Cœdès, 1952, p. 28–30].

Родословные царей

Санскритская надпись К.151 из Робан Ромас провинции Компонг Тхом, изданная вассальным царем (sāmantanṛpa, sāmantanareśvara) Нарасинхагуптой, сообщает, что в 520 г. эры шака, т.е. 598 г. н.э., при царе Бхававармане была воздвигнута статуя бога Капилавасудевы и что Нарасинхагупта был вассалом трех царей (kṣitipa, kṣoṇīndra, nṛpa): Бхававармана, Махендравармана и Ишанавармана [Cœdès, 1943, p. 5–7].

Попробуем разобраться в этих родословных. По одной версии, у Сарвабхаумы был сын Вираварман, в свою очередь родивший Бхававармана, Читрасену-Махендравармана и их сестру[5] – мать Хираньявармана.

По другой – у Чакравартина был сын Пратхивиндраварман, родивший Бхававармана. Если по примеру Ж. Сёдеса отождествить Чакравартина и Сарвабхауму на основании общего смысла этих слов – “вселенский правитель”, то придется делать еще одно отождествление – Виравармана с Пратхивиндраварманом.

Отсутствие достоверного знания

Эти множественные гипотезы ad hoc означают отсутствие достоверного знания.

Достоверно то, что самые ранние надписи Читрасены появляются в долине Меконга и на плато Кхорат к югу от хребта Дангрек, что титул Махендравармана появляется у Читрасены на территориях к северу от этого хребта, что надписи, содержащие царское имя Бхававарман без ссылок на Читрасену-Махендравармана, найдены далеко от долины Меконга – в Баттамбанге и Си Тхепе, и что последовательность царей Бхававарман–Махендраварман–Ишанаварман едва ли может быть оспорена.

Именно эти данные подтверждают гипотезу М. Викери о том, что ранняя Ченла находилась на территории северной и центральной Камбоджи, тогда как при Читрасене она стала распространять свое влияние во всех направлениях, включая область Ват Пху и долину реки Мун.

На это указывают и эпиграфические данные, и китайские источники. Что же касается Чакравартина и Сарвабхаумы, равно как и Пратхивиндравармана и Виравармана, то они принадлежали скорее всего разным семьям.

Это означает, что в VI в. было два правителя с именем Бхававарман. Отсутствие иных, кроме К.365, надписей Деваники и его последователей может быть отражением подчинения области Ват Пху Читрасене-Махендраварману (это, впрочем, не означает победы Читрасены именно над Деваникой: такой вывод не подтверждается источниками).

Надпись К.53 из Кдей Анг в деревне Ба Пхном провинции Прей Венг, ранее известная как надпись из Анг Чумник, изданная в царствование Джаявармана I и датируемая 667 г., заставляет М. Викери усомниться и в завоевании Ченлой Фунани, во всяком случае в той форме, которая описана в китайских источниках [Vickery, 1998, p. 376–377].

Основной довод состоит в том, что этот текст одновременно прославляет и предполагаемого последнего царя Фунани Рудравармана и царей Ченлы Бхававармана, Читрасену-Махендравармана и Ишанавармана:

“II. Был царь по имени Шри Рудраварман, чья храбрость6 такая же, как у Тривикрамы
(Вишну), и чье хорошее управление еще сегодня восхваляется, как оное Дилипы[7]…

V. В правление царя Бхававармана, который взошел на престол благодаря своей собственной силе (svaśaktyākrāntarājyasya rājñaś śrībhavavarmmaṇaḥ), плодом дерева желаний (Кальпатару) стал [храм] Шри Гамбхирешвары (Владыки пупка, т.е. Вишну).

VI. Они [Дхармадева и Синхадева] были двумя его (Бхававармана) советниками (mantriṇāv)[8] , уважаемыми, благодарными за милости, знающими Дхармашастру и Артхашастру (dharmmaśāstrārthaśāstrajñau), как будто они воплощали Дхарму и Артху.

VII. Позднее они достигли (положения) спутника (amātyatā)[9] великолепного царя (pṛthivīpateḥ) Махендравармана, орудий в его начинаниях.

VIII. Младший, умный Синхадева, пожалованный царем в послы (dūtatve), был отправлен к царю царей Чампы (campādhipanarādhipam) для дружбы и по дружбе.

IX. Позднее у Дхармадевы был сын великих способностей, как лев в лесу, так он в семье (kulakānanasiṅho) [10], кого звали Синхавира.

X. Знаток (vidvān), от которого сведущие и сегодня хотят пить сок поэзии, он стал счастливейшим из советников царя Шри Ишанавармана” [Ishizava, Jacques, Khin Sok, 2007, p. 32–33; Barth, 1885, p. 64–72].

Надпись К.53 действительно содержит имя Рудравармана. Но, во-первых, другие доангкорские надписи VII–VIII вв., насколько известно, его не упоминают.

Во-вторых, в V строфе утверждается, что Бхававарман “взошел на престол благодаря собственной силе”. Означает ли это, что он был узурпатором?

Для утвердительного ответа на этот вопрос данных, по-видимому, недостаточно. Единственная надпись Бхававармана К.213, упоминавшаяся выше[11], перечисляет “дары, завоеванные действием лука” (śārasanodyogajitārthadānai…) [Barth, 1885, p. 28], но это едва ли означает самовольный захват власти – скорее завоевание соседей, тем более что известные родословные называют деда и отца Бхававармана и Читрасены.

Поэтому основная задача состоит в том, чтобы выяснить, в каких отношениях находились Рудраварман и Бхававарман, и объяснить, почему надпись К.53 из Кдей Анг не противопоставляет Рудравармана и царей Ченлы.

До сего дня не найдено источников, в которых бы четко определялось бы родство Рудравармана и царей ранней Ченлы.

Однако есть косвенные наблюдения над родословиями фунаньских и доангкорских правителей, которые позволяют высказать одно соображение: Рудравармана и многих последующих правителей могло объединять родство (подлинное или вымышленное) с Каундиньей[12] – упоминавшимся выше родоначальником правителя Фунани V в. Шейебамо-Джаявармана [Pelliot, 1903, p. 257].

Начать необходимо с эпиграфики Фунани. В надписи Гунавармана К.5 его отец Джаяварман называется “удачливым царем – луной рода Каундиньи” (kauṇḍi[n]ya[vaṅ] śaśaśinā vasudhādhipena) [Cœdès, 1931, p. 6].

Согласно надписи Рудравармана К.40, его отцом был царь Джаяварман (tatpitrā jayavarmmaṇā nṛpatinā). Среди надписей Чампы (страны в Центральном Вьетнаме) выделяется надпись C.96 658 г. из Мишона, изданная царем Пракашадхармой-Викрантаварманом.

В ней сообщается родословная владык Бхавапуры (города Бхававармана), куда из Чампы отправился Джагаддхарма (строфы XVI–XIX стороны A и XX–XXIII стороны B): Следовательно, Бхававарман, Махендраварман и Ишанаварман причислялись к роду Каундиньи и Сомы.

А поскольку и Рудраварман через своего отца Джаявармана был потомком этого рода, едва ли может быть удивительным появление его имени в надписи К.53 наряду с Бхававарманом, Махендраварманом и Ишанаварманом.

Остается подтвердить важность этой родословной данными собственно камбоджийской эпиграфики. Каундинья и его жена Сома появляются в родословиях царей в двух доангкорских надписях: К.483 из Пхном Байана провинции Такео [Cœdès, 1937(1), p. 251–255] и К.1142 неизвестного происхождения [Ishizava, Jacques, Khin Sok, 2007, p. 49], а также в целой группе надписей, изданных или упоминающих царя уже ангкорской эпохи Раджендравармана (944–968): К.263 из Ват Пра Ейнкосей Х в.13 [Cœdès, 1952, p. 121, 130], К. 528 из Мебона 952 г. [Finot, 1925, p. 312, 332], К.286 из Баксей Чамкронга (провинция Сиемреап) 948 г. [Cœdès, 1952, p. 90, 96], К.669 из Прасат Компхус (провинция Преах Вихеар) 972 г., чье содержание сходно со стороной А надписи К.263 [Cœdès, 1937(1), p. 159ff.], К.806 из Прерупа (Сиемреап) 961 г. [Cœdès, 1937(1), p. 73–77; Sharan, 1981, p. 102, 142].

В этой группе наиболее любопытна надпись из Баксей Чамкронга К.286, поскольку в ней упоминается царь Шри Рудраварман (строка 31, строфа 16): śrī rudravarmmanṛpatipramukhās tataś śrī kauṇḍinyasomaduhitṛprabhavāḥ kṣitīndrāḥ “тогда цари, происходящие от Шри Каундиньи и дочери Сомы во главе с Шри Рудраварманом…”. Ж. Сёдес, первоначально думавший, что это упоминание относится к деду царя Ангкора Индравармана (877–889) по материнской линии, о котором сообщают надписи его сына Яшовармана (889–≈900), позднее пришел к выводу о том, что это ссылка на того же царя Рудравармана, который оставил надпись К.40 и который встречается в надписи Кдей Анг К.53 [Cœdès, 1909, p. 477–486; Cœdès, 1928, p. 131; Cœdès, 1954, p. 88–89].

Основанием для этого Ж. Сёдесу служит указание надписи К.286 на то, что Рудраварман был родоначальником (“стоял во главе”, pramukha) и с него же в К.53 ведется отсчет правителей, в то время как одноименный дед Индравармана родоначальником не называется.

Таким образом, “последний царь Фунани” Рудраварман считался предшественником царей Ченлы и, судя по надписи из Кдей Анг К.53, образцовым правителем. Но этот источник не определяет конкретную форму родства между Рудраварманом и Бхававарманом.

Вспомним, что Бхававарман и Читрасена-Махендраварман были сыновьями Сарвабхаумы. Отождествить Сарвабхауму и Рудравармана было бы заманчиво, если бы не то обстоятельство, что между последним посольством Рудравармана в 539 г. и единственной известной датой правления Бхававармана – 598 г. – проходит слишком много времени.

Поэтому их родственные связи остаются неопределенными. Вполне возможно, что Рудравармана и царей Ченлы объединяло вымышленное, а не подлинное родство с Каундиньей.

Вероятно и то, что цари Ченлы притязали на родство с Рудраварманом, но не были с ним связаны; во всяком случае, китайские авторы говорили об их семействе как о ца(ли)-кшатриях, в то время как Каундинья, если верить надписи из Мишона C.96 658 г., был брахманом.

Поэтому притязание на родство с Рудраварманом могло быть вызвано соображениями легитимации после подчинения Фунани.

Этим можно объяснить отсутствие указания на родство Бхававармана, Читрасены Махендравармана и Ишанавармана с Рудраварманом в надписи из Кдей Анг К.53.

А для правителей ангкорской эпохи Рудраварман был легендарным родоначальником – первым из потомков Каундиньи и Сомы. Что же произошло в VI в.? Было ли завоевание Читрасеной Фунани, о котором пишут китайские источники?

Для ответа на этот вопрос желательно обратить внимание на географическое распределение надписей. Собственная надпись Рудравармана К.40 найдена в провинции Кандал.

Надписи Бхававармана и Читрасены найдены существенно севернее и западнее – в провинциях Баттамбанг, Стунг Тренг и Кратие (Камбоджа) и Накхонратчасима (Кхорат).

Это означает, что доказательств распространения власти Рудравармана на эти области нет. Поскольку в низовьях Меконга надписей Бхававармана I не найдено, то едва ли можно говорить о распространении его власти на эти области; то же верно и для Читрасены.

Зато в этом районе встречаются надписи Ишанавармана I, сына Читрасены-Махендравармана. Это недатированная надпись из Ват Прей Венг К.80 (провинция Кандал), в которой Ишанаварман называется прославленным владыкой трех царей, дарителем и могущественным правителем трех несокрушимых нагар[14], победоносным владыкой земли, тройным могуществом подобным Харе (bhūpatrayasyoruyaśo vidhātā bhoktā valīyān nagaratrayasya śaktitrayasyeva hara sthirasya śrīśānavarmmā jayati kṣitīśaḥ) [Cœdès, 1954, p. 4].

Это и надпись из района Ба Пхнома К.60 в соседней провинции Прей Венг[15], датированная 626–627 гг., в которой тоже прославляется Ишанаварман наряду с другим, вероятно, вассальным царем Тамрапуры (tāmrapureśvara), не названным по имени; этот царь правил еще Чакранкапурой, Амогхапурой и Бхимапурой [Barth, 1885, p. 40; Vickery, 1998, p. 336].

Вспомним и цитированную выше надпись из Кдей Анг К.53, происходящую из того же района Ба Пхнома.

В Чау Тасар (Trau Tasar) провинции Такео найдена надпись К.709, упоминающая пожалование поля с быками, шестидесяти коров, земельного участка и сада божеству Шри Бхупати Ишанаварманом (mahiṣakṣetran tu ṣaṣṭir ggavām vīryyenendrasamena -ti vasudhāṃ śrīśānavarmmaya- … koṣṭhārāmam ida[ṃ] dattaṃ) [Cœdès, 1953, p. 30–31].

В кхмерской части надписи сообщается о дарениях двух вождей, носящих местный титул понь (poñ) [16]. Эти данные позволяют думать, что Ишанаварман распространял свою власть и на низовья Меконга – земли, входившие в состав Фунани.

Согласно надписи К.90, Ишанаварман “ушел в Гималаи”, в чем Ж. Сёдес видит указание на окончательное завоевание Фунани, ошибочно полагая, что титул śailarāja носили цари Фунани[17], хотя более вероятно сопоставление положения Ишанавармана с Гималаями или горой Меру, учитывая сообщение о его смерти:

“Был царь Шри Ишанаварман, который наслаждался общением с мудрецами и, уйдя с земли, ушел в Гималаи” ([śrīśā]navarmmā nṛpatiḥ prājñarataikasaṃśrayaḥ ya āsīt krāntabhuvanaś śailarājasamunnatiḥ) [Cœdès, 1953, p. 26, 27, n. 1].

С этим согласуются и данные китайских источников. Сведения надписей Ишанавармана о вассальных правителях равно как и упоминавшаяся надпись вассального царя Нарасинхагупты К.151 демонстрируют существование множества правителей с различными отношениями между ними.

Государственное устройство царств

Цари Бхававарман, Читрасена-Махендраварман и Ишанаварман, по свидетельству надписи К.53 из Кдей Анг, опирались на слой слуг – советников (мантрин), спутников/сподвижников (аматья).

Поскольку в этой надписи упоминается “Артхашастра” Каутильи,  можно говорить о некоем управленческом аппарате, частями которого были мантрины и аматьи. Но функции этих лиц определялись, по видимому, по мере необходимости: так, аматья Синхадева был отправлен послом к царю Чампы.

Говоря о царстве в целом, вероятной представляется динамическая система отношений господства и подчинения, при которой царю приходилось постоянно поддерживать гегемонию.

О важности завоеваний свидетельствует и цитированное выше сообщение надписи Бхававармана К.213 о “дарах, завоеванных действием лука” (śārasanodyogajitārthadānai…).

Переход от Фунани к Ченле

Таким образом, известный китайским авторам переход от Фунани к Ченле представлял
собой перемещение центра политической гегемонии от приморских провинций на территорию центральной Камбоджи между озером Тонлесап и рекой Меконг.

Из царей Ченлы достоверно подчинил низовья Меконга Ишанаварман (см. также: [Деопик, 1981, с. 33]). Правители ранней Ченлы и царь Фунани Рудраварман могли быть связаны как подлинным родством с Каундиньей, так и вымышленным– для узаконения своей власти после завоевания Фунани.

В дополнение рассмотрим династическую легенду кхмерских царей, согласно которой они происходят от союза мудреца Камбу Сваямбхувы и небесной нимфы Меры (Merā), а первыми царями были Шрутаварман и Шрештхаварман [Cœdès, 1968, p. 66; Миго, 1973, с. 34–35]; ср.: [Седов, 1967, с. 18; Деопик, 1981, с. 27–28; Берзин, 1995, с. 120].

К имени Шрештхавармана Ж. Сёдес возводил название города Шрештхапура, а Л.А. Седов отождествил Ченлу со Шрештхапурой, принимая при этом локализацию Ченлы в Ват Пху, что, как было показано выше, не может считаться установленным [Cœdès, 1968, p. 66; Седов, 1967, с. 17].

Советские историки уже писали о том, что это династический миф, а не отражение подлинной истории. Признавая справедливость этой мысли, хотелось бы подчеркнуть, что эта легенда излагается в той самой надписи из Баксей Чамкронг К.286 948 г. [Cœdès, 1952, p. 90, 95], в которой появляются Каундинья, Сома и Рудраварман, но, в отличие от них, Камбу Сваямбхува и Мера – это нововведение Х столетия.

Более того, оно не единственное. Именно в надписи Раджендравармана из Прасат Кок Чак К.958 947 г. в родословиях появляется Шрутаварман – “сын божественного мудреца Камбу и первый царь Камбоджи” (vrahmarṣikamvuputreṇa jātaṃ śrīśrutavarmmaṇā ādena kamvujendrānāṃ vrahmaṇā jagatām iva) [Cœdès, 1964, p. 142, 145].

Шрутаварман упомянут и в надписи из Баксей Чамкронг как “корень” (mūlā) рода Камбу [Cœdès, 1952, p. 90, 96].

При Сурьявармане I (1002–1050) в одной из надписей К.380 на западном основании двери храма-гопуры D в Пхном Преах Вихеар, датированной 1037–1038 гг., упоминаются и род Камбу и Шрутаварман [Cœdès, 1954, p. 261, 266]. Но надписей самого Шрутавармана не найдено, и его едва ли можно связывать с ранней Ченлой.

Как отмечал Кл. Жак, Шрутаварман и Шрештхаварман – фигуры легендарные [Jacques, 1986, p. 71–73]. В подтверждение этого М. Викери добавил, что Шрештхаварман появляется только в надписях царя Джаявармана VII (1181–≈1218 [Cœdès, 1968, p. 169]; ср. [Деопик, 1981, с. 60]), спустя несколько столетий после своего предполагаемого царствования [Vickery, 1998, p. 42]. Поэтому его связь с ранней Ченлой маловероятна.

Автор статьи Захаров Антон Олегович

Захаров Антон Олегович доктор исторических наук Центр изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ведущий научный сотрудник, член ученого совета ИВ РАН
Преподавание:
Институт стран Востока: «История стран Востока», «Всемирная история», «Историография стран Востока», «История России»
• Московский городской психолого-педагогический университет. Курсы: «История мировых цивилизаций», «История»
• Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма при Министерстве культуры Российской Федерации. Курс: «Актуальные проблемы гуманитарного знания»
Цитирований в РИНЦ: 98
Индекс Хирша: 3

Источники и литература

Поделись с друзьями :
Есть вопросы? Пишите в комментариях!
1 комментарий
Инна:

Сложно установить точную вереницу событий без присутствия каких либо документов. Историки до сих пор не могут точно ничего сказать, одни лишь предположения.

Добавить комментарий

*
*

Поиск

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
X

Обратный званок

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.